Повышение утилизационного сбора с 1 апреля 2024 года

28.03.2024
Понятие утилизационный сбор появилось в России в 2012 году. Это сумма, которую нужно уплатить за автомобиль, ввезенный в РФ или произведенный на территории страны. Оплата утильсбора означает, что в конце «жизни» транспортного средства его бесплатно утилизируют. Но для водителей это лишь дополнительный налог, включенный в стоимость приобретаемого автомобиля.

С 2012 года правила оплаты утилизационного сбора и ставки пересматривались несколько раз. Только в прошлом году это произошло дважды: в августе и в октябре. В 2024 году новые правила расчета вступят в силу 1 апреля и коснутся автомобилей, которые были «экономно» растаможены в одном из государств ЕАЭС по местным таможенным ставкам. В этом случае в России придется доплатить разницу. Ее включат в состав утильсбора.

Серые схемы импорта машин
Когда из России ушли почти все иностранные производители и дилеры автомобилей, а цены у оставшихся «официалов» выросли в разы, то машины начали ввозить в страну по параллельному импорту. Физлица и компании покупали транспорт в странах ЕАЭС (Беларуси, Киргизии, Казахстане, Армении), растамаживали его по местным ставкам, которые ниже, чем в России, а затем ввозили автомобили в РФ.

Такие поставки стали популярны в 2023 году среди физлиц — «профессиональных продавцов», из-за чего Киргизия, в которой нет автозаводов, стала вторым после Китая направлением для ввоза машин в РФ. Машины проходили процедуру таможенной очистки на более лояльных условиях, чем в РФ, что делало такие предложения более конкурентными по сравнению с официальными поставками.

Данная схема нивелировала развитие российских компаний и значительно сокращала поступления в государственную казну. Следуя по пути ужесточения правил «серого» импорта, в августе прошлого года был увеличен утильсбор при ввозе ТС, введено ограничение для частных покупателей (по «физическим» ставкам разрешили ввозить только одну машину в год), а осенью из «параллельной схемы» вывели часть китайских брендов.

Теперь в Правительстве РФ решили уравнять тех, кто растаможивает транспорт в России и тех, кто делает растаможку в странах ЕАЭС. Чтобы это стало возможным, в странах Союза с 1 апреля заработает единая система управления рисками (СУР). Благодаря ей российские таможенники будут видеть суммы таможенных платежей, проведенных автовладельцами в странах ЕАЭС, и доначислят разницу.

Формула расчета
Недоплаченные в результате низких таможенных ставок в странах Союза платежи войдут в расчет утильсбора. Это касается как физлиц, так и организаций. Например, если в Киргизии за автомобиль было уплачено 2000 евро таможенной пошлины, а по тарифной сетке за этот автомобиль необходимо было заплатить 12 000 евро, значит, недостающие 10 000 евро приплюсуют к сумме утилизационного сбора. А заодно приплюсуют недоимки по НДС и по акцизу, если таковые будут обнаружены. И только после уплаты в полном объеме начисленного совокупного платежа вы сможете легализовать машину в России.

Начисление будет проводиться по формуле, утвержденной в Правительстве, а за правильностью расчета будут следить сотрудники Федеральной таможенной службы.

Утилизационный сбор = УСед + Ктп + Кндс + Ка, где:

УСед ― сумма утилизационного сбора, рассчитанная в соответствии Постановлением № 1291.

Ктп ― Разница между таможенной пошлиной, рассчитанной на основе данных Минпромторга и уплаченной таможенной пошлиной.

Кндс ― Разница между НДС, опубликованным на сайте Минпромторга и уплаченным НДС.

Ка ― Разница между акцизом, определенным в соответствии с мощностью автомобиля, указанной в документах (ОТТС, СБКТС) и уплаченным акцизом.

Нововведения не затрагивают физических и юридических лиц, ИП, которые растамаживают ввезенные авто из стран ЕАЭС непосредственно в России.